Критика правильная и неправильная

Критика правильная и неправильная

Учимся грамотно критиковать

Я уже писала о том, что критика – это выражение мнения о том, что другим человеком было сделано неправильно. Почему мы используем критику в общении?

Критикующий не может найти, как заинтересовать собеседника и мотивировать его прислушаться, не обладает достаточным авторитетом. Критика - это давление на человека. Люди критикуют, если понимают, что бессильны добиться желаемого мирными способами (предложением, просьбой, договоренностью).

Это все про неправильную критику, которая выражается в обвинительной форме и с обвинительной интонацией. Но есть и критика правильная, полезная.

«Ты такой непунктуальный и опять опоздал на встречу! Сколько можно тебе говорить, чтобы ты больше так не делал?!». Это пример критики не правильной. А как правильно?

Правильная критика не является поводом для обид и ссор. Она призвана воодушевлять собеседника на подвиги и вызывать желание поступить в следующий раз иначе, исправить недочеты! Смысл критики – не в том, чтобы выразить свое мнение во что бы то ни стало и ткнуть носом, а в том, чтобы помочь человеку в чем-то стать лучше.

Лучше воздержаться от критики, если нашего мнения не спрашивают и в нем не нуждаются. Часто критикующий человек вызывает к себе негативное отношение. И только в некоторых случаях, когда это уместно и полезно для собеседника, можно грамотно высказать замечание.

Учимся грамотно критиковать!

1.     Установить контакт и создать доверительную атмосферу. Не стоит сразу выступать с советом. Иногда неплохо сначала завести нейтральную тему или перекинуться парой доброжелательных фраз. Человек захочет прислушаться к Вашим словам, только если видит в Вашем лице друга, желающего помочь. Без доверия к Вам не будет доверия к Вашим словам.

2.     Предложить свой конкретный вариант решения. Критиковать можно только тогда, когда есть свой вариант решения вопроса. Если же таких вариантов нет, лучше воздержаться от критических замечаний. Умный человек в ответ на критику может спросить: «А как нужно было сделать?», и тогда Вам нечего будет предложить.

3.     Искренность и доброжелательность. Прежде чем высказывать критику, задумайтесь: чего Вы хотите добиться своим замечанием? Продемонстрировать окружающим свое превосходство над кем-то или помочь человеку сделать лучше? Проанализируем, добрый ли мотив у нашей критики и будем иметь в виду, что с нами люди поступают точно также.

4.     Похвалить или отметить, что понравилось, сказать, что добавить. Высказывать критику можно только в позитивной манере, найдя в словах и поступках собеседника что-то хорошее и обратив на это внимание. Не говорить про то, что было плохо, а показывать, что и как можно улучшить.

5.     Высказывайтесь о событии, не судите человека. Куда комфортнее услышать: «Ты мог поступить иначе», чем «Что же ты такой плохой». Замечание лучше высказывать, характеризуя конкретный поступок, а не судить по одному промаху человека в целом. Критика, обращенная на личность, изредка допустима с людьми, которые Вам очень доверяют и считают авторитетным для себя человеком.

6.     Доброжелательная интонация и позитивный настрой. То, каким тоном и с каким выражением лица говорится текст, имеет едва ли не ключевое значение. Человек может не обидеться на прямолинейное замечание, сказанное с искренней улыбкой и расположением, но обязательно отреагирует на пустяковое замечание, которое выражено обвиняющим тоном с упрекающим выражением лица.

Легко проверить, правильно ли Вы высказали критику. Если в ответ на замечание человек доволен и с благодарностью решил исправлять свой недочет,то  Вы все сделали правильно. А если наблюдаете попытки защищаться и ответить Вам той же монетой,  увы, нужно еще поучиться делать замечания.

Пример удачного формата критики

Самая простая и эффективная формула грамотной критики может выразиться в формате: ПЛЮС - ПОМОЩЬ - ПЛЮС.

Плюс: «Что было хорошо». Начинать в основном имеет смысл с позитива, что было сказано или сделано хорошо, что понравилось. Это человеку приятно, что обеспечивает контакт, доброжелательную атмосферу и предупредит его возможную защитную реакцию «Ты сам-то какой!».

Помощь: «Как можно сделать лучше». Здесь принципиально важно вот что: говорить не о том, что было неправильно или плохо и нужно исправлять, а о том, что можно улучшить, изменить или добавить. Желательно давать четкие и понятные рекомендации, которые можно применить.

Когда мы говорим об исправлении чего-то, мы констатируем то, что человек сделал плохо, то есть конфликтуем. Другое дело – добавить. Добавить можно и к без того хорошему. Как говорится, нет предела совершенству. «Ты убедительно и уверенно говоришь. Когда ты чуть понизишь тембр голоса, твоя речь станет еще более харизматичной и завораживающей».

Еще раз Плюс. Считается, что мы хорошо запоминаем первые и заключительные слова. Поэтому завершать будем на позитивной ноте – похвалой и ободрением, отметим еще что-то хорошее и подкрепим мотивирующими и воодушевляющими фразами. Так мы показываем, что верим в успех и подталкиваем к нему собеседника.

«Отлично, что ты решил бросить курить! Как ты думаешь, сколько тебе потребуется времени, чтобы привыкнуть жить без сигарет?»

Схема такая: восхищаемся – помогаем – заряжаем энергией.

Какую форму критики выбрать?

Даже грамотная критика может быть разной по форме. Варианты высказывания критических замечаний могут варьироваться от очень мягких и щадящих до более жестких и прямолинейных (сравните: «Здесь стоит рассмотреть еще варианты» и «Ты вела себя как дурочка»).

Во-первых, следует учитывать экспертность критикующего. Одно дело, если работу критикует высокопрофессиональный специалист в этой области и совсем другое, если то же самое делает стажер без опыта.

Во-вторых, большую роль играет авторитет и взаимоотношения. С близкими людьми, для которых наше мнение авторитетно, а сами мы этими людьми уважаемы, можно говорить более прямолинейно. Но если доверия человека Вы пока не завоевали, лучше позволять себе замечания редко и в очень мягкой форме.

В-третьих, обращайте внимание на эмоциональную стабильность собеседника. Самую аккуратную критику позволяйте себе с теми людьми, чей эмоциональный фон не отличается стабильностью, а реакции зачастую бурные и неконтролируемые. Чем выше эмоциональная стабильность человека, тем более прямолинейную манеру критики с ним можно использовать.

Как часто можно критиковать?

Даже самая грамотная критика во благо может быть излишней. Переизбыток замечаний может возыметь обратный эффект: человек попросту перестанет работать над улучшениями. Поэтому важно иметь в виду, что на одно замечание нужно всегда иметь в запасе несколько похвал. Тогда процесс обучения будет не только полезным, но и приятным!

Давайте не будем критиковать и позволим людям делать собственный выбор. А если уж потребовалось, то критикуем грамотно: соблюдая формат и с пользой!

Автор Анна Монид

Поделитесь с друзьями
< в список статей
comments powered by HyperComments