Как не обижаться на критику?

Как не обижаться на критику?

Представим ситуацию: мы учимся вождению автомобиля и во время движения инструктор рекомендует нам не поворачивать налево, включив правый поворот и не подрезать другие автомобили. Наверняка мы прислушаемся к совету профессионала. А если то же самое мы услышим из окна соседнего автомобиля с пассажирского места, будем ли мы благодарны этому человеку за критическое замечание?

Критика – это указание на ошибки и недостатки в том, что мы говорим или делаем, это взгляд на вопрос, не соответствующий нашему. Так ли плоха критика для нас или можно взять из критических замечаний что-то полезное для себя?

Очевидно, что подсказки инструктора помогут нам улучшить навыки вождения, польза от такой критики есть. Действительно, зачастую критика помогает нам улучшать себя, замечать свои ошибки и исправлять их.

Определились: критика может быть полезной.

Разное восприятие критики в моем примере состоит в том, что инструктор по вождению для нас является авторитетным профессионалом, мнению которого мы доверяем, а мнение пассажира соседнего автомобиля для нас не имеет ценности.

Поэтому первое, что нужно делать, чтобы не обижаться на критику – это выбирать для себя людей, мнению которых мы доверяем и позволять им любые критические замечания в нашу сторону. И не только позволять, а быть благодарными за то, что эти люди помогают нам улучшать себя. Это могут быть близкие люди или учителя, друзья, коллеги.

Важно, чтобы это были авторитетные лично для нас люди, которые относятся к нам доброжелательно и с любовью. Тогда их замечания не будут обидными, а будут желанными для нас и помогающими корректировать свои слабые места. Разве кому-то придет в голову намеренно обидеть любимого и ценного человека?

Из этого следует второй шаг в работе над обидами: услышали замечание, запомнили, проанализировали, исправили недочет и стали чуть лучше!

Прислушивайтесь всерьез только к замечаниям тех людей, которые относятся к вам с любовью, и мнению которых вы доверяете.

Что касается критики других людей, которые для нас не авторитетны, ее смело можно пропускать мимо ушей. Потому что нам не известен мотив этой критики, не всегда очевидно доброе отношение к нам критикующего, и польза от такой критики крайне сомнительна.

Как в общении пресекать неподобающую форму критики?

Если отношения с человеком хорошие, можно попросить делать замечания в более приемлемой форме или не делать их вообще без нашей просьбы. Можно сформулировать конкретные фразы, которые будут восприниматься нормально. Если же отношения сложные, то здесь целесообразно задуматься о другом: можно ли изменить сами отношения и как улучшить ситуацию в целом?

С близкими людьми все еще проще: можно предложить спокойно и без негативных эмоций разобраться в ситуации, а дальше делать замечание по существу. Важно и самим поступать также, быть спокойным и рассудительным, если критика все же случилась, договариваться о том, в какой форме высказывать недовольства друг другу.

Форма критики может быть выбрана неудачно. Но зачастую сказанное в лоб замечание куда лучше работает на нас, чем бесконечные приятные высказывания, не позволяющие нам расти.

Зачем он так со мной?

Как правило, критикующий не задумывается о том, как воспринимаются его слова собеседником, и не намерен сделать нам больно. Он хочет выразить свое мнение по вопросу, но не всегда умеет делать это правильно. К тому же на одну и ту же фразу один человек отреагирует обидой, другой безразличием, а третий улыбнется.

Поэтому, если задуматься: это не собеседник нас обижает, это мы обидой реагируем на его слова. Почувствуйте разницу! Нам решать – как реагировать на критику.

Можно обижаться, не прислушиваться к конструктиву в замечании и каждый раз наступать на одни и те же грабли.

А можно учиться управлять своими эмоциями и без обид делать выводы. Не повторять своих ошибок, а улучшать себя, благодаря справедливому критическому замечанию. Поэтому, как только почувствовали зарождающуюся обиду, тут же переключаем мысли на конструктив: доверяю ли я человеку, важно ли мне его замечание, чем оно мне может быть полезно? Проанализировали, приняли решение, а пока думали, обиды уже и след простыл!

Итак,

·         назначаем себе авторитетных учителей и без обид прислушиваемся только к их замечаниям, используя полученную информацию с пользой для себя,

·         критику неавторитетных людей пропускаем мимо ушей,

·         отвлекаемся от негативной эмоции на конструктивные размышления,

·         договариваемся с близкими людьми о допустимой форме высказывания недовольств и спокойно пресекаем неподобающий формат.

Автор Анна Монид

Поделитесь с друзьями
< в список статей
comments powered by HyperComments